Советы и рекомендации педагогическим работникам

Десять заповедей воспитателя

Заповедь 1. Любите  воспитанника, доверенного  вам, всей  душой, сердцем  и  разумом.

Заповедь 2. Старайтесь  видеть  в  каждом  своем  воспитаннике  полноправную, уникальную  личность, достойную  признания  и  уважения.

Заповедь3. Осознавайте  в  полной  мере  ответственность  за  каждого  вверенного  вам  ребенка: за  его  физическое  состояние  и  эмоциональное  благополучие.

Заповедь 4. Отдавайте  ежедневно  детям  все, что  знаете  и  умеете  сами, развивайте  их  способности, выбирая  самые  прогрессивные  методы  обучения.

Заповедь 5. Помните, что  знания  без  чувств, добрых  дел  и  чистых  помыслов, не  окрыляют, а  отягощают  и  разрушают  любого  человека, в  том  числе,  ребенка.

Заповедь6. Твердо  знайте,что  любое  осуществляемое  вами  насилие  над  личностью (физическое  или  моральное), независимо  от  его  цели, ставит  под  вопрос  ваше  звание «педагог».

Заповедь7. Оценивайте  поступок, а  не  личность, и  никогда  не  принимайте  воспитательных  воздействий  в  дурном  настроении.

Заповедь8. Воспринимайте  родителей  своих  воспитанников  как   союзников  в  деле  развития  детской  личности.

Заповедь 9. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

Заповедь 10. Помните, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

 

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

       1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

       2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

       3.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

       4. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

       5. Обсуждать поведение только после успокоения.

       6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

       7.Учить нести ответственность за свои поступки.

       8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

       9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

       10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

       11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

       12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

       13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

       14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

       15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

       16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

       17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)

       18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

       19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

       20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

 

Методические рекомендации социального педагога учителям начальных классов
Рекомендации при возникновении напряжения в общении.
1.Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие.
2.Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.
3.Установить контакт глазами и стараться не терять его.
4.Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему).
5.Признать свою вину, если объективно таковая есть.
6.Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав.
7.Показать, что вы заинтересованы с решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.
Рекомендации при работе с капризными и упрямыми детьми.
1.     Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.
2.     Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотации по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.
3.     Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.
4.     Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.
5.     Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.
6.     Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.
7.     Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.
 
Рекомендации при работе с гиперактивными детьми
1.     Необходима точная диагностика болезни на основании выявления причин и патогенеза.
2.     Необходимо физическое закаливание ребенка.
3.     Необходима   организация   коллективных   игр   соревновательного характера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.
4.     Необходимо обучение приемам действий   в различных видах деятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.
Рекомендации общения с ворующими детьми
1.     Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.
2.     Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом : «У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?»
3.     Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что «нашел» эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.
4.     Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.
5.     Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.
6.     Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.