2 четверть

1 класс

развернуть

Заседание №1

Тема: «Режим дня школьника»

Цель: Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня;

 

Задачи: Показать  родителям  необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; 
у
чить составлять режим дня;
прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;
учить ценить время.

Форма проведения: беседа

Время проведения: ноябрь, 2020

Участники заседания: классный руководитель 1 класса, родители учащихся 1 класса

Ход  занятия

Вопросы:

-Зачем нужно расписание дня для первоклассника?

-Как составить режим дня для первоклассника?

 

Методические материалы для проведения консультации по теме

«Режим дня школьника»

Анкетирование для родителей:

-Почему необходимо соблюдать режим дня младшими школьниками?                                            -Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?                                

 -Ваш ребенок встает сам или вы его будите?                                                                               - Он встает охотно или с трудом? - Как вы на это реагируете?                                                                                           

- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?                                      

- Делает ли ваш ребенок зарядку?                                                                                     

- Являетесь ли вы для него в этом примером?                                                                         

- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?                                             

- Гуляете ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?                            

- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?                                        

- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?                                                     

- Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?

Первый школьный звонок для ребенка, как праздник, как сигнал к началу новой «взрослой» жизни. В такой момент ему ничего не страшно, у него вырастают крылья, и кажется, что он все сможет сам. Став школьником, ребенок должен высыпаться. От этого будет зависеть не только его активность на уроках , но и его настроение на целый день. Когда ребенок начинает учиться в школе, очень важно придерживаться определенных правил организации времени. Одно из которых говорит о том, что необходимо составить распорядок дня первоклассника и придерживаться его ежедневно.                                                                                                      Конечно же, взрослые уже и не помнят, какие основные моменты должны быть в нем. Поэтому родителям нужно  изучить правила организации времени и попробуем составить примерный режим дня для первоклассника.

Зачем нужно расписание дня для первоклассника?

Ребенок, приходя в школу, окунается в новый мир, где ему нужно очень много сил для усвоения знаний, быстро устает. Чтобы этого не допустить, и он мог полноценно учиться, не болея постоянно, необходимо жизнь первоклассника распланировать. Это поможет не только быстрее приучить малыша к дисциплине, но и предотвратит снижение его работоспособности.

Как составить режим дня для первоклассника?

Чтобы правильно распланировать день своего ребенка необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • спать первоклассник должен не меньше 10 часов, поэтому спать ложиться надо не позже 21.00;
  • чередуйте умственные и физические нагрузки с отдыхом и играми, то есть после школы не делайте уроки и не планируйте дополнительные занятия или кружки;
  • если ваш ребенок спит днем, значит детскому организму так надо, не лишайте его этого, просто включите сон в расписание, заменив кружок или игры дома;
  • режим питания первоклассника должен состоять из 5 приемов пищи, один из которых может проходить в школе (второй завтрак);
  • в меню ребенка обязательно включайте свежие фрукты и овощи и не должно быть много жареной, соленой и острой пищи;
  • приучите ребенка хорошо завтракать, лучше готовить очень питательные горячие завтраки: молочные каши, оладушки, омлет, которые наполнят организм силами и разбудят его. Завтракать необходимо в спокойной обстановке, поэтому не торопите малыша;
  • общее время нахождения ребенка на улице должно составлять не меньше 3 часов.

Примерный режим школьника в 1 классе

Составлен, исходя из того, что начало уроков в 9.00.

  • 00 – пробуждение;
  • 00 - 7.30 – утренняя зарядка, водные процедуры, одевание;
  • 30 - 7.55 – завтрак;
  • 55 - 8.30 – путь на занятия в школу;
  • 00 - 13.35 – обучение;
  • 35 – 11.00 – школьный завтрак;
  • 35 - 14.00 – дорога домой с прогулкой на улице;
  • 00 - 14.30 – переодевание, водные процедуры;
  • 30 – 15.00 – обед;
  • 00 – 17.00 – отдых: сон, прогулка на улице, занятия спортом, игры и просмотр мультиков;
  • 00 – 18.00 – повторение школьного материала, выполнения заданий (каждые 15 минут требуется делать перемену);
  • 00 – 18.15 – полдник;
  • 15 - 19.00 – игры на свежем воздухе или занятия по интересам ;
  • 00 – 20.00 – помощь маме по хозяйству или свободное время: совместные активные игры в помещении или на улице;
  • 00-20.30 – ужин;
  • 30-21.30 – подготовка ко сну: уборка в комнате, купание, переодевание, чтение книг;
  • 30- 07.00 – сон.

Ребенку будет сложно привыкнуть к режиму в течение первых двух месяцев, но потом он станет более организованным, и будет уже сам знать, что и когда ему делать.

Памятка

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних  заданий первоклассником.

  • Оздоровительная минутка проводится через каждые 10—15 минут выполнения домашних заданий.
  • Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.
  • Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необхо­димо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.
  • Очень полезны задания с одновременной эмоциональной

на­грузкой -для снятия напряжения.

Они могут быть такими:

- Встаньте между спинками двух стульев, опираясь на них. Приседая на одной ноге (другая вытянута    вперед), напрягайте мышцы рук и ног в течение нескольких секунд. Затем встаньте. Меняя ногу для приседания, повторяйте упражнение 4—6 раз. Дышите произвольно.

- Встаньте на 2 шага от стола. Выставляя одну ногу вперед (на выпаде), обопритесь ладонями о край стола. Во время выдоха напрягайте мышцы рук и ног, как бы желая сдвинуть с места тяжелый груз.

- Повторяйте упражнение 4—6 раз, затем удобно сядьте, расслабьте мышцы и 2—3 раза глубоко подышите.

 

Нельзя:

  • будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
  • требовать    от    ребенка    только    отличных    и    хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  • лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  • заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  • кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  • заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  • ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  • сидеть у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;
  • смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;­
  • ругать ребенка перед сном:
  • не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  • разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и на­зидательно;
  • не прощать ошибки и неудачи ребенка.

                      

 

свернуть

3 класс

развернуть

Заседание № 2

Тема: «Психологические и физиологические особенности третьеклассников»

Цель: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями третьеклассников.                                                                           Задачи:

Обсудить вопросы, связанные с психологическими и физиологическими особенностями младших школьников.

Разработать рекомендации для родителей по вопросам психологических и физиологических особенностей третьеклассников

Форма проведения: лекция

Время проведения: декабрь, 2020 год

Участники заседания: педагог-психолог, родители учащихся 3-го класса

 

Ход заседания

1.Вопрос: Развитие внимания, памяти, мышления.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ 

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко - в 2,1 раза - увеличивается на протяжении младшего школьного возраста).

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ 

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать.Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.)

 Вопрос 2:  Возрастные особенности третьеклассников

Физические

  1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
  2. Может пренебрегать своим внешним видом.

Предлагаем:

  1. Использовать прогулки, поездки, экскурсии.
  2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

Интеллектуальные

  1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
  2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
  3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
  4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
  5. «Золотой возраст памяти».

Предлагаем:

  1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
  2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать
  3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. Указать, где можно найти информацию: в книге, в Интернете, по телевизору, спросить у старших и т.д.
  4. Предложить делать коллекции.
  5. Научить ребенка знать и любить  книги.

Эмоциональные

  1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
  2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
  3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
  4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Предлагаем:

  1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
  2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
  3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
  4. Учить свободе от страха. Вместе решать конкретные проблемы.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ

Мышление:

У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станет опираться учитель, когда ребенок будет учиться в следующем классе.

Рекомендация: Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление.

Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление.

Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление.

Ведущий вид деятельности:

В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.

Рекомендация: Мама и Папа, чаще объясняйте мне необходимость каждого школьного предмета в жизни человека. Тогда я буду стараться лучше учиться по всем предметам. Например, для убеждения меня в необходимости риторики вы можете использовать следующее утверждение: «Мы любим общаться с людьми, которые нам нравятся. Среди них всегда есть те, кто умеет красиво говорить. Ты хочешь быть человеком, с которым будет приятно общаться? Поэтому, чтобы стать интересным в общении, тебе нужно изучить риторику». 

Социальная ситуация развития:

Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

Рекомендация: Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Мотивация:

В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.

Мотивация к школе бывает:

Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Рекомендация: Мама и Папа, у меня к вам есть несколько просьб. Последуйте им, и тогда я буду радоваться школе и любить учиться.

  1. Встречая меня из школы, улыбайтесь! И я буду связывать учебу в школе с праздником и счастьем, а не с тяжелыми бытовыми буднями.
  2. При встрече спрашивайте меня о том, что во время уроков мне понравилось и было интересным. Мне хочется, чтобы вы радовались моим познаниям, а не оценкам.
  3. Если я хвалюсь вам своими знаниями, говорите в ответ: «На свете есть так много интересного, о чем ты еще не знаешь. Обо всех чудесах мира тебе расскажут в школе». И я стану стремиться к новым знаниям.
  4. Когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. Никому не хочется учиться у того человека, который тебе не нравится.

Новообразование:

Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Рекомендация: Мама и Папа, укладывая меня спать, подведите итоги дня вопросом: «Ты доволен собой?»

Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.

Так я научусь адекватно себя оценивать.

Общение:

Общению третьеклассника характерны следующие признаки:

   -Неустойчивость контактов.

   -Эмоциональность.

   -Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

     -Разрыв между мальчиками и девочками.

     -Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

Рекомендация: Мама и Папа, не говорите при мне негативно о моих одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.

свернуть

4 класс

развернуть

Круглый стол "Как научить ребенка жить в мире людей"

Задачи:  

  1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе, на улице и дома.
  2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

Вопросы для обсуждения:

- Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности

- Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим

Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка

Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое  о вас.

Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

Не бойтесь извиниться перед кем-нибудь в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский

  1. Вступительное слово классного руководителя.

В толковом словаре С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и  ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится  рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах и в общественном транспорте, как вести разговор с незнакомым человеком и так далее.

Об этом в классе проводилось множество бесед и часов общения. Но к проблемам культуры человека все же приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь.

  1. Дискуссия по ситуациям.

№1

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки отделились от класса и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом…

№2

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.

Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки…

№3

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына…

№4

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы…

№5

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка…

  1. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим

Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка

Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое  о вас.

Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

Не бойтесь извиниться перед кем-нибудь в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

  1. Рефлексия собрания.
  2. Индивидуальное консультирование родителей.

 

свернуть

5 класс

развернуть

Тема:  Ребенок среди сверстников

Цель: Привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.

Задачи:

  • показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;
  • обратить внимание на проблемы общения детей;
  • формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: классный руководитель и родители учащихся 5 класса.

Ход собрания:

Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Тема нашего разговора – общение. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.

Упражнение «Пословицы»

Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаю соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц)

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Итак, дружеские отношения – важная составляющая жизни детей.

Упражнение «Круг общения»

Давайте подумаем и скажем, с кем общается ваш ребёнок.

Возможные варианты: родители и прародители, воспитатель, другие педагоги, знакомые и незнакомые взрослые, дети в классе и во дворе, сестры, братья.

У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.

В школьном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.

Общение со взрослыми важно для детей. Дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить.

Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт.

Кроме того,  школьный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей (Немов Р.С):

- разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.

- эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.

- не регламентированность.  Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают, придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя.

Упражнение «Что нас огорчает в детях» (проблемы детей группы в сфере общения)

Предложить назвать проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками

(ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).

Эмоциональная  напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Мы с вами вместе сможем научить детей дружить и мириться в случае ссор.

- Чем же могут помочь родители?

Упражнение «Трудная ситуация»

Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.

Ребёнок жалуется «Саша обзывается», «Катя меня обижает», «Паша не играет со мной».

Родитель:

- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка

- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему

- обращается к родителям обидчика

- успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»

- обвиняет «сам виноват»

- принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.

В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка , но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.

Дети с ранних лет стремятся быть самостоятельными и как правило в штыки воспринимают сверстников, которых слишком сильно оберегают родители. Оглянитесь вокруг и посмотрите, как ведут себя одноклассники вашего ребенка. Если все они уже ходят в школу самостоятельно, а вы или няня все еще провожаете и встречаете своего малыша, то он, скорее всего, стал изгоем в классе именно по этой причине. Дайте ему больше самостоятельности, и проблема исчезнет сама по себе.

Старайтесь по возможности не вмешиваться в детские конфликты. Даже если ребенок пришел домой с синяком, который поставил ему во дворе соседский сын, не бегите тут же читать нотации хулигану. Вы добьетесь обратного эффекта — сверстники вашего ребенка будут издеваться над ним еще больше, ведь в их глазах он станет ябедой.  Лучше всего разберитесь  в чем причина, почему произошла драка. Если дворовые мальчишки специально напали на вашего сына, то только в этом случае стоит аккуратно поговорить с их родителями, но без присутствия детей.

Очень часто дети сами провоцируют конфликты, стараясь оказаться в центре внимания. Расскажите ребенку, что есть множество других способов заинтересовать сверстников. Например, быть лучшим учеником в классе. Тогда одноклассники будут обращаться за помощью, когда нужно выполнить трудное задание и вашего ребенка сразу будут ценить. Или начать заниматься в спортивной секции. В этом случае мальчики не будут задираться к вашему ребенку, потому что будут знать, что он может дать отпор, а девочки потянутся к спортивному однокласснику, так как почувствуют в нем силу и надежность.

Делайте все возможное, чтобы ребенок чаще участвовал во внеклассных мероприятиях: праздниках, поездках, экскурсиях. Старайтесь не уводить его домой сразу после уроков, если его одноклассники собираются немного поиграть. Ничто так не сближает детей как общение за пределами школы. Если ваш ребенок в этой внешкольной жизни участвовать не будет, то все ребята успеют сдружиться между собой, а он так и останется в классе чужаком.

Есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку:

 

1) разговаривайте друг с другом;

2) выслушивайте друг друга;

3) рассказывайте им о себе;

4) умейте поставить себя на их место;

5) будьте рядом;

6) старайтесь все делать вместе;

7) дружите с его друзьями;

8) помните, что каждый ребенок особенный;

9) показывайте пример;

10) избегайте крайностей, неправильно давать полную свободу, так же неверно и «закручивать гайки».

Если мы взрослые будем терпимее, будем показывать достойный пример своим детям, то и дети станут добрее и отзывчивее.

 

Анкета для родителей

  1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
  2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
  3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?

— всегда доброжелательно, приветливо;

— в зависимости от настроения;

— сухо, с недовольным видом.

  1. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
  2. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка? — только отличника;

— хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем

вашему ребенку;

— вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас

больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.

  1. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
  2. Дружите ли вы семьями?
  3. Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
  4. Как вы считаете, ваш ребенок — хороший друг? Почему?
  5. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

 

свернуть

6 класс

развернуть

Заседание № 2

Тема: «Профилактикапроблемного поведения подростков»

Цель: Профилактика проблемного поведения школьников в подростковом возрасте.

Задачи:

  • Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить внимание на собственное поведение в этот период.
  • Обсудить определенные правила поведения детей в подростковом возрасте.
  • Советы и рекомендации родителям.

Форма проведения: практикум

Время проведения: декабрь, 2020 год

Участники заседания: педагог-психолог, родители учащихся 6-го класса

 

Ход заседания

1.Вопрос: Психологические и физиологические изменения подростков, влияющие на их поведение.

В шестом классе ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Этот период раннего отрочества ещё можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.Дети переживают этот период по-разному: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые у них возникают.Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени очень важно. Ему как никогда нужны ваше тепло, понимание и доверие.

Статистика, которую вы, родители, должны знать:

Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости.

Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников, компании дворовых ребят.

Уважаемые взрослые! Если вы заметили что-то неладное с вашим ребёнком  - ребенок курит, выражается нецензурно, пьет или того хуже увлекся дурной компанией и наркотиками, дуйте во все возможные свистки, бейте во все барабаны тревоги и вообще включайте пожарную сирену, поднимая всех  и все на ноги. Внимание, мудрые взрослые! А чтобы не упустить момент не самых лучших подростковых изменений с вашим ребенком,  будьте всегда рядом, будьте  первым и главным психологом в жизни своего ребёнка! Психологом или кем-то ещё. Будьте ПЕРВЫМ и ГЛАВНЫМ в жизни своего ребёнка.

Памятка для родителей №1.

Уважаемые родители, помните:

Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребёнке, в вас самих и других людях.

Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребёнка и других людей.  

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.

Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы её тела. Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

У активных родителей – активные дети. Вместо того, чтобы просто наблюдать, как играет ваш ребёнок, играйте вместе с ним.

Почаще хвалите своего ребёнка за его поступки, поведение и способности.

Просто всем сердцем любите своего ребенка

3). Ситуации для обсуждения.

Вредна ли свобода для подростка?

Ничем не ограниченная безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она также вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношениях с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.

Влияние улицы на поведение детей.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, которые пользуются дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.

Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.

Подросток дома.

Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать свободное время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг (кружки и секции). Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под их контроля.

     Компания для ребенка.

Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных привычках, о последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и поступках.

Памятка для родителей №2.

Уважаемые родители, отставляйте в сторону, откладывайте все ваши дела, если к вам обращается ваш ребёнок. Ничего не может быть важнее этого. 

Слушайте, выслушивайте своих детей. Слушайте терпеливо, заинтересованно  и бесконечно долго. Выслушайте до конца всё, что говорит ваш ребёнок. Никаких  перебиваний и нетерпимости. Нашим детям непременно нужны внимательные и доброжелательные слушатели. Им крайне необходимы благодарные слушатели. Слушатели не критикующие и не осуждающие, а принимающие; слушатели не поучающие и упрекающие, а внимающие и понимающие.

Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

В период полового созревания мальчикам нужно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, еслион в этом нуждается.

свернуть

7 класс

развернуть

Заседание

Тема:  «Профилактика  правонарушений  подростков»

 

 Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи: повышение педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних;

 пополнение арсенала их знаний по вопросам профилактики правонарушений;

 ознакомление с негативным влиянием социальных сетей на психику подростка.

 

Форма проведения: круглый стол

 

Время проведения: ноябрь 2020 года.

Участники заседания: педагог социальный Викторович Т.Н., родители учащихся 7 класса.

Ход заседания

 

  1. Противоправное поведение несовершеннолетних.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствия

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую

- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

- Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Признаками проблемных детей могут являться: уклонение от учебы; низкая общественно-трудовая активность;  негативные проявления (употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, курение, тяга к азартным играм); повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым.

 

  1. Факторы и причины правонарушений.

Почему формируется такое поведение?  Что влияет на подростков?

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

  1. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  2. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  3. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
  4. Подростки «группы риска».

Группой риска называют подростков, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения. Можно выделить следующие категории:

  • неуспевающие учащиеся;
  • подростки, бросившие школу или регулярно ее прогуливающие;
  • подростки с отклоняющимся (от правовых и нравственных норм) поведением;
  • сбежавшие из дома подростки;
  • подростки, начавшие употреблять ПАВ;
  • гомосексуалы;
  • одинокие матери-подростки.

 

свернуть

8 класс

развернуть

Заседание

Тема: Как уберечь подростка от насилия.

Цель: проговорить и напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребенка от насилия.

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения: практикум.

Время проведения: декабрь 2020 года.

Участники заседания: педагоги социальные Викторович Т.Н., Бинковская Е.Ф., родители учащихся 8 класса.

Ход заседания

  1. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия.

За последние десятилетия  произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе. 

 

  1. Анализ проблемных ситуаций.

Ситуация 1

Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время они узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того, чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки. Ваши предложения по решению данной ситуации?

Ситуация 2

Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине, Поездка обернулась трагедией...Как на ваш взгляд должны поступить родители?

 

И в заключение хочу сказать. Примерно половина всех случаев насилия над детьми совершается в семье.

Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение. Родители – помните:

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Ребенок — не раб, родитель — не господин.

Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

 

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете, и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!

 

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»

13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

 

свернуть

9 класс

развернуть

Заседание № 2                                                                                            

Тема: «Агрессия, её причины и последствия»

Задачи беседы:

  1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
  2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрес­сии, возможных путей ее преодоления.

Форма проведения: беседа

Время проведения: ноябрь, 2020 год

Участники заседания: педагог-психолог, родители учащихся 9-го класса

 

Ход заседания

1.Вопрос: Внутренние причины агрессивности                                             Агрессивность - проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности. Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя. Высокая тревожность, ощущение отверженности.                                         Неадекватная самооценка (чаще заниженная).                                           Стремление привлечь внимание взрослых.                                                  Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно.

Причины:

  1. Заболевание центральной нервной системы.
  2. Агрессивность как средство психологической защиты. Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.
  3. Различные нарушения семейного воспитания.
  • Алкоголизм родителей.
  • Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
  • Неуважение к личности ребенка.
  • Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
  • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
  • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
  1. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).

  1. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.

Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.

  1. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

  1. Отказ в праве на личную свободу.

Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

  1. Подсознательное ожидание страха.

Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.

  1. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.

Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.

  1. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.

Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).

  1. Недовольство собой.

При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

  1. Повышенная раздражительность.
  2. Чувство вины.
  3. 2. Вопрос: Профилактика агрессивного поведения.
  • Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
  • Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
  • Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
  • Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
  • Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
  • Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
  • Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
  • Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
  • Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
  • Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:

  • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет
свернуть

10 класс

развернуть

Заседание № 2

Тема: «Первая любовь в жизни вашего ребёнка»

Цель: познакомить родителей с особенностями переживания чувства любви подростками, помочь осознать важность этого чув­ства и необходимость трепетного, бережного отношения к нему; помочь построить с подростками отношения, основанные на дове­рии.

Задачи:

Подготовить родителей учащихся к взрослению их детей, выра­женному во влюбленности.

Обсудить проблемы, связанные с темой собрания и ситуацией в классном коллективе.

Форма проведения: дискуссия

Время проведения: ноябрь, 2020 год

Участники заседания: педагог-психолог, родители учащихся 10-го класса

 

Ход заседания

1.Вопрос:Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку. Ваш ребенок впервые влюбился. Эмоции через край. Что делать и как себя вести? Как помочь подростку пережить этот непростой период, не натворив глупостей? Какую тактику выбрать родителям, чтобы не потерять доверие сына или дочери? Ребятам часто кажется, что родители слишком взрослые, чтобы понять их. Если вы узнали о влюбленности ребенка, в первую очередь расскажите ему о своей первой любви. Это поможет выстроить мостик доверия. Ребенок увидит, что вы растрогались, рассказывая о мальчике или девочке из старшего класса или вокалисте давно распавшейся группы, первым заставившем ваше сердце трепетать. Объясните ребенку, что первая любовь часто приходит не вовремя и ставит человека в тупик, однако это совершенно нормально                                                                                                       Возможно, вам непросто принять, что сын или дочь выросли и впервые влюбились. Но помните: влюбленность — важная веха на неровном пути взросления, а также признак того, что эмоции, как и тело, созревают. Психологисчитают, что, хотя влюбленность ассоциируется обычно с поиском кого-то физически привлекательного, существует три различных типа страсти, каждый из которых дает свое представление о том человеке, каким вы в результате становитесь.— В качестве объекта любви может выступать человек, которым ребенок восхищается: тогда он становится, например, объектом для подражания. Он поможет подростку определить качества и способности, которые он ценит в людях и которыми хочет обладать.

— Есть романтическая влюбленность в кого-то, кто привлекает ребенка, и так он определяет, с кем захочет встречаться, когда станет старше.

— А можно влюбиться в знаменитость — певца, актера или видеоблогера.

2.Вопрос:  «Если по уши влюбился»Первая любовь полностью перевернет мир ребенка, объясните ему, о чем не стоит забывать.1. Что такое влюбленность? Говоря простым языком, сначала нам кто-то нравится, а потом мы чувствуем нечто большее. Это не любовь, а влюбленность, и испытывать ее можно по отношению к разным людям: реальным (например, к одноклассникам) или недосягаемым (к знаменитостям).2. Как себя вести. Часто первую влюбленность называют детской любовью, и на это есть свои причины: мы буквально как дети выпрыгиваем из кожи вон от восторга, который нас обуревает. В таком приподнятом состоянии, вызванном эмоциональными переживаниями, может возникнуть соблазн рассказать всем вокруг о своем увлечении.Объясните ребенку, что этого делать не стоит: влюбленный человек часто становится объектом дразнилок. Чтобы чувства ребенка не стали главной новостью в классе или темой сплетен в социальных сетях, пусть сохранит их при себе, поделившись только с самыми близкими.Точно так же попросите ребенка не дразнить друзей, если они говорят ему о своих любовных увлечениях. Важно уважать чувства любого, кто влюбился в нас, независимо от того, испытываете ли вы что-то подобное в ответ или нет.3. Чего следует ожидать. Имейте в виду, что первая влюбленность вряд ли приведет к серьезным отношениям. Чаще всего она остается фантазией, безответным чувством, от которого возникает путаница в голове. Но это небольшая ступенька к будущему «я» ребенка.Находясь в сетях своей детской влюбленности, ребенок испытывает сильное смятение и грустит. Обычно такое состояние быстро проходит, если же нет, скажите ребенку, что он всегда может поделиться своими переживаниями с вами или другим близким взрослым, которому доверяет.

3.Вопрос:Как пережить боль предательстваЧасто подросток, которого отвергают, чью любовь высмеивают, чувствуют себя преданным. Обидеть могут друзья или сам объект любви. И пережить эту боль непросто.Вместе порассуждайте на тему, почему люди причиняют боль тем, кого любят? Объясните, что нет точного ответа на этот вопрос. Люди меняются и делают ошибки. Иногда те, кого мы любим, на поверку оказываются совсем не теми, за кого мы их принимали.Предательство означает, что по отношению к человеку намеренно совершили действие, которое его задело. Однако иногда ощущение, что тебя предали, возникает даже тогда, когда человек огорчил тебя, сам того не желая. Например, подруга может раскрыть какой-то ваш секрет просто для того, чтобы стать ближе новым друзьям. Когда человек принимает решение сделать или получить что-то, то его ничто не остановит. Сильные эмоции меняют людей, и они начинают вести себя по-другому в отношениях.

Что делать?

  1. Не прячьте свои чувства.Если ребенок не проговорит, что именно чувствует из-за предательства, то в будущем это может ему выйти боком. Например, он может перестать спать, перестать доверять другим и будет плохо чувствовать себя морально. Предательство — очень горькое чувство. Плакать, кричать и некоторое время думать о ситуации — это нормально.2. Запишите чувства.Чтобы пережить предательство, нужно записать свои эмоции. Можно написать письмо обидчику, но не отправлять его.3. Не нужно мстить. Желание отплатить предателю той же монетой — это нормально, но не стоит действовать опрометчиво. Потом мы часто сожалеем о том, что сказали и сделали от злости и обиды.4. Обсудите с кем-нибудь. После обсуждения мысли встают на свои места и начинается процесс исцеления.5. Простить и забыть? Отпускать обиды необходимо. Ребенку будет гораздо легче жить, если он простит своего обидчика. Это не значит смириться с его поступком и забыть об этом. Но прощение поможет контролировать ситуацию у себя в голове и жить дальше. Если ребенка долгое время переполняют ненависть и злоба, ему может стать от этого еще хуже.Объясните ребенку: если один человек предал его, это совсем не значит, что предателями окажутся и другие.Как правильно вести себя родителям, чтобы завоевать доверие и помочь своему взрослеющему чаду?Вот некоторые рекомендации:  1. Умейте выслушать. Если подросток решил довериться вам, рассказав о первой любви, будьте горды этой миссией и постарайтесь выполнить её с честью. Ни в коем случае не показывайте своего недовольства, даже если вам не понравился выбор сына или дочери.2.Не допускайте грубостей и колкостей. Сколько родителей пытаются побольнее уколоть, узнав о влюблённости сына или дочери. «Нашла, в кого влюбиться, — он же хулиган и двоечник!», «Сколько у тебя в жизни таких Оль будет, нужна она тебе!» – это наиболее мягкие выражения, которые позволяют себе родители. После таких слов нечего и думать о доверии между матерью и ребёнком. Не позволяйте себе шуточек и насмешек — подросток всё воспринимает слишком остро.3. Не преуменьшайте значения чувства. Это нам в 40 лет кажется, что школьная влюблённость — это ерунда и несерьёзно. Для ребёнка всё по-настоящему и сейчас. Обсудите с дочерью, в чём ей пойти на первое свидание, а мальчику посоветуйте, какой букет выбрать для возлюбленной. Подросток проникнется к вам доверием, и ему не придётся идти искать себе советчика на стороне.
  2. Будьте на равных.Поговорите с дочкой о любви, как вы говорили бы с подружкой. Расскажите о своих влюблённостях, поделитесь впечатлениями, дайте разумный совет. Расспросите о предмете её симпатии. Не нужно в такой момент «включать маму», ведь влюблённому подростку необходим верный друг. А где найти друга лучше мамы?5. Храните секрет.Если подросток вам доверился, ни в коем случае не нужно звонить всем родственникам и со смаком рассказывать, что «наш Ванечка влюбился!». Иначе в следующий раз ребёнок ни за что не расскажет вам свою тайну.6. Не вмешивайтесь. Не нужно подслушивать, когда влюблённый сын болтает со своей девочкой уже целый час. Не стоит контролировать каждое действие и выспрашивать какие-то подробности. Родители должны понимать, что запретами ничего не добьёшься. Даже если вам не нравятся эти отношения, запрещать их и разлучать подростков вы не вправе. Чем больше запретов, тем сильнее у детей желание поиграть в Ромео и Джульетту.Главное, чтобы это не закончилось трагедией. Прежде чем что-то сделать, вспомните себя в подростковом возрасте, ваши метания, сомнения и первую любовь. Разрешите своему ребёнку испытать всё самостоятельно, а не смотреть на это с высоты ваших лет. Вашу поддержку и понимание он обязательно оценит.

Ваша жизнь и жизнь детей в ваших руках! 

 

 

 

 

 

свернуть

11 класс

развернуть

Заседание № 2

Тема: «Как уберечь ребенка от зависимостей?»

Цель:Профилактика зависимых состояний

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «зависимость», её видами.
  2. Выявить причины возникновения зависимости у подростков.
  3. Разработать и распространить рекомендации для родителей по профилактике зависимых состояний.

Форма проведения: конференция

Время проведения: декабрь, 2020 год

Участники заседания: педагог-психолог, родители учащихся 11-го класса

Вопросы круглого стола:

  1. Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
  2. Что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков?
  3. Как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка?

 

Ход заседания

1.Вопрос: Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся зависимыми.

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики.

     Причины, при которых подростки становятся зависимыми

  1. Любопытство.
  2. Давление группы, отсутствие навыка отказа.
  3. Попытка решить семейные или личные проблемы.
  4. Установить дружеские отношения со сверстниками.
  5. Сенсация, возможность привлечь внимание.
  6. Скука, неумение интересно проводить свободное время.

Несколько правил, позволяющих предотвратить зависимость у подростков.                                                                                                                1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

  1. Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

  • быть внимательным к ребенку;
  • выслушивать его точку зрения;
  • уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.

Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.Поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…» или «Что ты об этом думаешь?» Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.

  1. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Можно рассказать какие-то похожие истории из вашего детства или ваших знакомых. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку ДРУГОМ, вы будете самым счастливым родителем!

  1. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители вместе занимаются спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивают с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от употребления ПАВ.

  1. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому очень важно знать друзей, с которыми общается ваш ребенок.

  1. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали». Несовершенные сами, мы не можем вырастить совершенных детей!

 

Вопрос 2.Признаки, по которым можно определить, что ребенок начал употреблять наркотики

  • Резкие перепады в настроении ребенка: беспричинное возбуждение, апатия, смех без повода или сонливость. Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым и энергичным. • Изменение аппетита и поведения ребенка во время еды: может целыми днями не есть и не жаловаться на то, что голоден, а после прогулки готов проглотить целого «слона». • Общение по телефону с использованием странных слов, понятных только говорящим. • Потеря интереса к прежним увлечениям, занятиям. • Исчезновение денег и вещей из дома. • Проявление раннее не свойственной грубости, лживость, изворотливость. • Незнакомый, странный запах, который порой исходит от ребенка. • Наличие признаков простуды: заложенность носа, чиханье, слезотечение, чувство озноба, потливости – это могут быть первые признаки отмены наркотика (наркотическая ломка).

Все перечисленное — только повод задуматься, все ли в порядке. Ведь характер ребенка, его поведение в семье с возрастом меняются. И по первому изменению поведения ребенка сильно волноваться не стоит. Но необходимо продолжить наблюдение за ребенком, если такие признаки вы будете наблюдать и дальше. Если у вас все же возникли подозрения по поводу употребления наркотиков надо внимательно осмотреть комнату ребенка и его вещи.

       Если вы обнаружите: дешевые папиросы, кусочки фольги, закопченные ложки, бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи, шприцы и иглы, тогда все сомнения отпадают, вам надо признать, что сын или дочь познакомились с наркотиками.

Что делать если вы узнали о том, что ребенок попробовал наркотик?

        Употребляющему наркотики человеку можно помочь избавиться от этой опасной привычки только в том случае, если он сам этого захочет!!!

Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре.Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить» на ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.

       Поэтому объясните ему всю опасность употребления наркотиков:

 Первое, что нужно объяснить ребенку, что легких наркотиков не бывает!!!

        Наркомания часто начинается с курения какой-то «легкой» травки,

  а заканчивается наркотической зависимостью!!!

Расскажите:

  • что через шприц довольно легко получить ВИЧ-инфекцию и гепатит С,

который сделает его инвалидом;

  • что под разрушительным воздействием наркотика он очень быстро утратит память и не сможет не только работать на компьютере, но даже прочитать книгу;
  • что наркоман не сможет иметь здоровых детей;
  • объясните, что состояние, в котором он находится это болезнь. Как и любая другая болезнь, наркомания подлежит лечению, а если тяжелую болезнь пустить на самотек, она может привести к смерти.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал.Ваша задача уговорить ребенка обратиться за помощью к специалистам! Поддержите его, проявите понимание и заботу.  И постарайтесь стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться,  а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой!

 

 

 

 

свернуть