Родительский университет

ПЛАН РАБОТЫ

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Руководитель: Горгун В.Н.

 Цель  Родительского  университета  — повышение  педагогической  и  психологической  культуры  родителей,  формирование  ответственного,  позитивного родительства.

 

Основные  задачи  Родительского  университета:

 

  • формирование ценностно­смысловых основ  родительства;  актуали-зация  чувства  ответственности  за  выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие  психолого­педагогических  компетенций родителей  в  области  семейного воспитания (формирование знаний о  семейной  психологии,  детско-родительских  отношениях,  возрастных  особенностях  детей,  формирование гармоничных семейных  отношений, навыков конструктивного  взаимодействия  с  детьми  и др.),  содействие  развитию  навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы  по  профилактике  семейного  неблагополучия  и  социального сиротства,  снижение  риска  конфликт-ных  ситуаций  и  кризисных состояний,  возникновения  затруднений  в  семейном  воспитании, оказание  своевременной психолого­педагоги-ческой и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства  родителей обучающихся  и  учреждения  образования  и  т.д.

 

Целевая  группа:  родители  (законные представители) учащихся.

 

Направления  работы  Родительского университета:

 

  1. Организационное:

 

  • формирование очной  и  дистанционной  форм обучения  в Родительском  университете;
  • разработка интернет­сайта  Родительского  университета;
  • создание в  популярных  социальных  сетях  («ВКонтакте», «Одноклассники»,  «Facebook»)  интернет­ресурсов  для  размещения

информации  о  деятельности  Родительского  университета  (анонс

предстоящих  встреч,  информация о  прошедших  встречах,  материалы образовательного  характера  для  родителей  и  т.  д.).

 

  1. Информационно-просветительское:

 

  • презентация содержания  программы  и  мероприятий  Родительского университета;
  • организация психолого­педагогического  просвещения  родителей  по различным аспектам семейного воспитания:

—  правовое:  о  возможностях,  правах  и обязанностях  в  осуществлении  образовательных  потребностей  семьи;

—  психолого-педагогическое:  о  методах  и  формах  воспитания,  обучения  ребенка;

—  гражданское:  о  путях  развития  образования, школы;

  • консультирование родителей  по юридическим, психолого­педагоги-ческим и другим проблемам.

 

  • Содержательное:

 

  • научно­методическое обеспечение формирования  психолого­педаго-гической  компетентности  родителей  в  области  воспитания  и  развития  детей  с  учетом  социокультурных  традиций,  современных  проблем  и особенностей  развития общества;
  • расширение воспитательного  и творческого  потенциала  родителей

и  семьи  в  целом.

 

Воспитательная  деятельность  Родительского  университета  строится:

— на  оценке  родителями  собственного жизненного опыта;

— на  приобретении  новых  познаний в  опоре  на  собственные  внутренние  резервы;

— на  стабильном  общении  детей  и  их родителей;

— на формировании атмосферы поиска  новых  знаний;

 — на  самосовершенствовании  родителей  через  осознание  ими  индиви­

дуального  взгляда  на  ребенка;

— на развитии творческих способностей  членов  семьи;

— на  умении  видеть  результаты  развития  детей;

— на  умении  видеть  трудности  и  искать  пути  их  преодоления,  выстраи-вать  лестницу  успеха.

 

Формы  проведения  занятий:

  • традиционные (лекции,  беседы,  конференции,  круглые  столы, дискуссии, семинары­практикумы,  мастер­классы,  психологические  тренинги, индивидуальные беседы  и  консультации,  опросы  родителей  по  различной  тематике,  обмен  опытом  работы  и  т.  д.);
  • дистанционные (вебинары,  форумы,  online­консультации,  размещение информации по актуальным вопросам  семейного  воспитания на  сайте  школы,  работа  на  «горячей  линии»  учреждения  образования,  участие  в  создании рекламных  буклетов,  листовок,  оформление  стендов,  анкетиро-вание  родителей,  создание  и  обновление  уголка  педагога­психолога  в каждом  классе;  привлечение  родителей  к  участию  в  тематических выставках  и  других  мероприятиях).

 

 

Ожидаемые  результаты  работы  Родительского  университета:

 

— формирование  у  родителей  осознанного  отношения  к  родительству;

— повышение  интереса  родителей  к самообразованию;

— удовлетворение  потребности  семьи  учащегося  в  образовательных

услугах:  в  обучении,  психолого­педагогической  поддержке  и  др.;

— повышение  уровня  педагогической культуры  родителей;

— активизация  родителей  в  решении семейных  проблем,  сокращение

числа  неблагополучных  семей,  случаев  семейного  насилия,  уменьшение  числа  подростков  с  девиантным поведением;

— развитие  взаимопонимания,  сотрудничества  семьи  и  учреждения  образования;

— охват  родительским  всеобучем большинства  родителей  учащихся,

благодаря системе дистанционного обучения.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Андреева, Т.  В.  Психология  семьи :  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб. заведений,  обучающихся  по  направлению  и  по  специальностям  психологии  /  Т.  В.  Андреева.  —  3­е  изд.,  перераб.  и  доп.  —  СПб. :  Питер Пресс,  2014.  —  334  с.
  2. Вержибок, Г.  В.  Гендерное  воспитание  в  семье  и  школе :  Г.  В.  Вержибок ;  под  ред.  А.  С.  Лаптенка.  —  Минск  :  Национальный  институт  образования,  2016.  —  248  с.
  3. Глинский, А.  А.  Воспитание  гражданина,  труженика,  семьянина :  пособие для  педагогических  работников  учреждений  общ.  сред.  образования  / А.  А.  Глинский,  А.  Ф.  Журба.  —  Минск :  Национальный  институт  образования,  2018.  —  232  с.
  4. Залыгина, Н.  А.  Педагогическое  взаимодействие  с  родителями  учащихся, требующих  повышенного  внимания :  пособие  для  педагогов  учреждений образования,  реализующих  образовательные  программы  общего  среднего образования,  специальных  учебно­воспитательных  учреждений,  специального  лечеб.­воспит.  учреждения  /  Н.  А.  Залыгина,  М.  Е.  Минова.  — Минск: Национальный институт образования, 2019.  — 192 с.
  5. Кабуш, В.  Т.  Гуманизация  воспитательного  процесса  в  современной

школе :  пособие  для  педагогов  учреждений  общ.  сред.  образования  /

В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская. — Минск: Национальный институт об­

разования,  2012.  —  184  с.

  1. Катович, Н.  К.  Формы  и  методы  взаимодействия  семьи  и  школы :  пособие  для  педагогов  учреждений  общ.  сред.  образования  /  Н.  К.  Като­

вич,  Т.  П.  Елисеева.  —  Минск :  Национальный  институт  образования,

  1. — 208  с.
  2. Козлова, Г.  Л.  Безопасность  детей  в  опасном  мире:  практическое  по­

собие  /  Г.  Л.  Козлова,  Л.  Н.  Мирейчик,  М.  В.  Пряхина.  —  Минск :

Альтиора.  ―  Живые  краски,  2013.  —  55  с.

  1. Концепция непрерывного  воспитания  детей  и  учащейся  молодежи:  по­

становление  Министерства  образования  Респ.  Беларусь,  15.07.2015,  №  82

[Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа :  http://  adu.by/.../koncept­vospit­

detej­i­molodioji.doc.  —  Дата  доступа :  29.09.2019.

  1. Кулагина, И.  Ю.  Психология  развития  и  возрастная  психология :  полный жизненный  цикл  развития  человека  /  И.  Ю.  Кулагина,  В.  Н.  Колюцкий.  —  М. :  Академический  проект  ;  Трикста,  2011.  —  419  с.
  2. Левченко, А.  О.  Дети  онлайн :  опасности  в  сети  /  А.  О.  Левченко.  — М.  :  Изд­во  «Э»,  2015.  —  320  с.
  3. Луговцова, Е.  И.  Психология  формирования  культуры  здорового  образа жизни  школьников :  пособие  для  педагогов­психологов,  педагогов  социальных  учреждений  общ.  сред.  образования  /  Е.  И.  Луговцова.  —

Минск: Национальный институт образования, 2012.  — 190 с.

  1. Мартынова, В.  В.  Профилактика  правонарушений  учащихся :  пособие для  педагогов  учреждений  общ.  сред.  образования  с  белорус.  и  рус.  языками  обучения  /  В.  В.  Мартынова,  Е.  К.  Погодина,  Д.  О.  Донченко.  — Минск: Национальный институт образования, 2019.  — 192 с.
  2. Мартынова, В.  В.  Социально­педагогические  основы  патронатного  воспитания:  пособие  для  специалистов  управлений  образования,  органов

охраны  детства,  социальных  педагогов  /  В.  В.  Мартынова,  А.  М.  Русец­

кая,  В.  И.  Вашнева.  —  Минск:  Национальный  институт  образования,

  1. — 160  с.
  2. Мартынова, В.  В.  Социально­педагогическая  работа  с  семьей:  пособие для  социальных  педагогов  учреждений  образования,  специалистов  органов управления  образованием  / В.  В.  Мартынова,  А.  Н.  Ходосок.  —  Минск: Национальный институт образования, 2010.  — 216  с.
  3. Медведская, Е.  И.  Ребенок  в  мире  мультимедиа:  предупреждение  зависимости  /  Е.  И.  Медведская.  —  Минск:  Народная  асвета,  2018.  —  192  с.
  4. Недвецкая, М.  Н.  Теория  и  практика  организации  педагогического  взаимодействия  школы  и  семьи  /  М.  Н.  Недвецкая.  —  М.:  УЦ  Перспектива, 2011.  —  152  с.
  5. Некрасова, З.  В.  Как  оттащить  ребенка  от  компьютера  и  что  с  ним

потом  делать:  пособие  для  родителей  /  Заряна  и  Нина  Некрасовы.  —

2­е  изд.,  доп.  —  М. :  Академический  проект,  2017.  —  254  с.

  1. Ничишина, Т.  В.  Профилактика  девиантного  поведения  несовершеннолетних  в  школе  и  семье  /  Т.  В.  Ничишина.  —  Минск :  Национальный институт  образования,  2018.  —  248  с.
  2. Овчарова, Р.  В.  Психология  сопровождения  родительства  /  Р.  В.  Овчарова.  —  М. :  Академия,  2005.  —  368  с.
  3. Овчарова, Р.  В.  Родительство  как  психологический  феномен :  учеб.  пособие  /  Р.  В.  Овчарова.  —  М.:  Московский  психолого­социальный  институт,  2006.  —  496  с.
  4. Окулич, Н.  А.  Как  стать  успешным  родителем :  пособие  для  педагогов  учреждений  общ.  сред.  образования  /  Н.  А.  Окулич  ;  под  ред.

М. П. Осиповой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2015. — 192 с.

  1. Осипова, М.  П.  Педагогическое  взаимодействие  с  семьей :  пособие

для  педагогов  учреждений  общ.  сред.  образования  /  М.  П.  Осипова,

Е. Д. Осипов. — Минск: ИВЦ Минфина, 2015. — 189 с.

  1. Первушина, Е.  В.  Выжить  в  начальной  школе.  Как? :  книга  для  умных родителей  /  Е.  В.  Первушина.  —  СПб.:  Вектор,  2010.  —  251  с.
  2. Петрановская, Л.  Тайная  опора.  Привязанность  в  жизни  ребенка  /

Л.  Петрановская.  —  М. :  АСТ,  2015.  —  210  с.

  1. Погодина, Е.  К.  Модель  организации  деятельности  специалистов

социально­педагогической и  психологической  службы  по оказанию  психо­

лого­педагогической  помощи  семьям  в  воспитании  детей  /  Е.  К.  Пого­

дина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов

социальной  и  образовательной  сфер :  сб.  науч.  статей,  Витебск,  2020  г.  / Вит.  гос.  ун­т ;  редкол.  :  Е.  Л.  Михайлова,  С.  Д.  Матюшкова,  С.  Г.  Туболец  /  науч.  ред.  Е.  Л.  Михайлова ;  отв.  за  выпуск  С.  А.  Моторов.  — Витебск :  ВГУ  им.  П.  М.  Машерова,  2020.  —  238  с.

  1. Погодина, Е.  К. Психолого­педагогическая  поддержка  семьи  в  воспитании детей  /  Е.  К.  Погодина  //  Образование.  Наука.  Культура  :  материалы междунар.  науч.  форума  (20  ноября  2019  г.).  В  5  ч.  Ч.  2.  Междунар. науч.­практ.  конференция  «Педагогика  и  психология  в  современной системе  образования» :  сб.  науч.  статей  /  отв.  ред.  Н.  В.  Осипова.  — Гжель:  ГГУ,  2020.  —  548  с.  —  С.  393—394.
  2. Погодина, Е.  К.  Теория  и  практика  социально­педагогической  работы с  семьей :  учеб.­метод.  пособие  /  Е.  К.  Погодина,  С.  Г.  Туболец.  — Минск: БГПУ, 2019.  — 160 с.
  3. Погодина, Е.  К.  Формирование  психолого­педагогической  компетент­

ности  родителей  учащихся  /  Е.  К.  Погодина  //  Вестник  Шадринского

государственного  педагогического  университета.  —  2019.  —  №  4  (44).  — С.  130—132.

  1. Программа непрерывного  воспитания  детей  и  учащейся  молодежи  на

2016—2020  гг. :  постановление  Министерства  образования  Респ.  Беларусь, 22.02.2016,  №  9  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа:  http://http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581.  —  Дата  доступа:  29.09.2019.

  1. Психология семейных  отношений  с  основами  семейного  консультирования:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений  /  Е.  И.  Артамонова, Е.  В.  Екжанова,  Е.  В.  Зырянова  [и  др.] ;  под  ред.  Е.  Г.  Силяевой.  — М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2005.  —  192  с.
  2. Урбанович, Л.  Н.  Нравственные  основы  семьи  и  брака.  Система  работы со  старшеклассниками  и  родителями :  метод.  рекомендации,  разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие  с  электронным  приложением]  /  Л.  Н.  Урбанович.  —  М.:  Глобус, 2009.  —  256  с.
  3. Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специа­

листов социально­педагогической и  психологической  службы учреждений

образования  Витебской  области  :  методико­практические  материалы.  —

Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. — 51 с.

  1. Формирование семейных  ценностей:  игры  и  тренинги  для  учащихся

и  родителей  /  сост.  Г.  Г.  Моргулец.  —  Волгоград :  Учитель,  2011.  —

183  с.

  1. Фурманов, И.  А.  Психолого­педагогическая  профилактика  семейного  неблагополучия:  пособие  для  педагогов  и  психологов  общеобразователь­

ных,  социально­педагогических  учреждений,  учреждений  дошкольного

образования / И. А. Фурманов. — Минск : Национальный институт образования,  2010.  —  176  с.

  1. Хилько, М.  Е.  Возрастная  психология :  краткий  курс  лекций  /

М.  Е.  Хилько,  М.  С.  Ткачева.  —  2­е  изд.,  перераб.  и  доп.  —  М.  :

Юрайт,  2016.  —  198  с.

  1. Целуйко, В.  М.  Родители  и  дети :  психология  взаимоотношений  в  семье  / В.  М.  Целуйко.  —  2­е  изд.  —  Мозырь :  Содействие,  2007.  —  222  с.
  2. Чечет, В.  В.  Педагогика  семейного  воспитания  /  В.  В.  Чечет.  —  Мозырь :  Белый  ветер,  2003.  —  292  с.
  3. Шнейдер, Л.  Б.  Семейная  психология :  Антология  /  Л.  Б.  Шнейдер.  — М. :  Академический  Проект;  Трикста,  2010.  —  720  с.