Родительский университет

ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

НА 2021 / 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
развернуть

 

Руководитель: Басалай А.С.

 

 

Цель  Родительского  университета  — повышение  педагогической  и  психологической  культуры  родителей,  формирование  ответственного,  позитивного родительства.

 

Основные  задачи  Родительского  университета:

 

  • формирование ценностно­смысловых основ  родительства;  актуали-

зация  чувства  ответственности  за  выполнение родительских функций;

  • формирование и развитие  психолого­педагогических  компетенций

родителей  в  области  семейного воспитания (формирование знаний о  семейной  психологии,  детско-родительских  отношениях,  возрастных  особенностях  детей,  формирование гармоничных семейных  отношений, навыков конструктивного  взаимодействия  с  детьми  и др.),  содействие  развитию  навыков самообразования родителей;

  • обеспечение целенаправленной работы  по  профилактике  семейного 

неблагополучия  и  социального сиротства,  снижение  риска  конфликтных  ситуаций  и  кризисных состояний,  возникновения  затруднений  в  семейном  воспитании, оказание  своевременной психолого­педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

  • организация эффективного сотрудничества и партнерства  родителей

обучающихся  и  учреждения  образования  и  т.д.

 

Целевая  группа:  родители  (законные представители) учащихся.

 

Направления  работы  Родительского университета:

 

  1. Организационное:

 

  • формирование очной  и  дистанционной  форм обучения  в Родительском  университете;
  • разработка интернет­сайта  Родительского  университета;
  • создание в  популярных  социальных  сетях  («ВКонтакте», «Одноклассники»,  «Facebook», «Instagram»)  интернет­ресурсов  для  размещения информации  о  деятельности  Родительского  университета  (анонс предстоящих  встреч,  информация о  прошедших  встречах,  материалы образовательного  характера  для  родителей  и  т.  д.).

 

  1. Информационно-просветительское:

 

  • презентация содержания  программы  и  мероприятий  Родительского университета;
  • организация психолого­педагогического  просвещения  родителей  по различным аспектам семейного воспитания:

—  правовое:  о  возможностях,  правах  и обязанностях  в  осуществлении  образовательных  потребностей  семьи;

—  психолого-педагогическое:  о  методах  и  формах  воспитания,  обучения  ребенка;

—  гражданское:  о  путях  развития  образования, школы;

  • консультирование родителей  по юридическим, психолого­педагоги-ческим и другим проблемам.

 

  • Содержательное:

 

  • научно­методическое обеспечение формирования  психолого­педаго-гической  компетентности  родителей  в  области  воспитания  и  развития  детей  с  учетом  социокультурных  традиций,  современных  проблем  и особенностей  развития общества;
  • расширение воспитательного  и творческого  потенциала  родителей

и  семьи  в  целом.

 

Воспитательная  деятельность  Родительского  университета  строится:

— на  оценке  родителями  собственного жизненного опыта;

— на  приобретении  новых  познаний в  опоре  на  собственные  внутренние  резервы;

— на  стабильном  общении  детей  и  их родителей;

— на формировании атмосферы поиска  новых  знаний;

 — на  самосовершенствовании  родителей  через  осознание  ими  индиви­

дуального  взгляда  на  ребенка;

— на развитии творческих способностей  членов  семьи;

— на  умении  видеть  результаты  развития  детей;

— на  умении  видеть  трудности  и  искать  пути  их  преодоления,  выстраи-вать  лестницу  успеха.

 

Формы  проведения  занятий:

  • традиционные (лекции,  беседы,  конференции,  круглые  столы, дискуссии, семинары­практикумы,  мастер­классы,  психологические  тренинги, индивидуальные беседы  и  консультации,  опросы  родителей  по  различной  тематике,  обмен  опытом  работы  и  т.  д.);
  • дистанционные (вебинары,  форумы,  online­консультации,  размещение информации по актуальным вопросам  семейного  воспитания на  сайте  школы,  работа  на  «горячей  линии»  учреждения  образования,  участие  в  создании рекламных  буклетов,  листовок,  оформление  стендов,  анкетирование  родителей,  создание  и  обновление  уголка  педагога­психолога  в каждом  классе;  привлечение  родителей  к  участию  в  тематических выставках  и  других  мероприятиях).

 

 

Ожидаемые  результаты  работы  Родительского  университета:

 

— формирование  у  родителей  осознанного  отношения  к  родительству;

— повышение  интереса  родителей  к самообразованию;

— удовлетворение  потребности  семьи  учащегося  в  образовательных

услугах:  в  обучении,  психолого­педагогической  поддержке  и  др.;

— повышение  уровня  педагогической культуры  родителей;

— активизация  родителей  в  решении семейных  проблем,  сокращение

числа  неблагополучных  семей,  случаев  семейного  насилия,  уменьшение  числа  подростков  с  девиантным поведением;

— развитие  взаимопонимания,  сотрудничества  семьи  и  учреждения  образования;

— охват  родительским  всеобучем большинства  родителей  учащихся,

благодаря системе дистанционного обучения.

 

свернуть

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

развернуть

НА ІI четверть 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

5 КЛАСС

6 КЛАСС

7 КЛАСС

8 КЛАСС

9 КЛАСС

10 КЛАСС

11 КЛАСС

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Беседа «Режим  дня  школьни-ка»

Алексеевич Л.И.

 

 

 

Круглый стол

 «Ребенок  среди  сверстни-ков»

Викторович Н.П.

 

 

Круглый стол «Профи-лактика  правонарушений  подрост-ков»

Лях Л.Т.

 

 

Беседа «Агрес-сия,  ее  причины  и  последст-вия»

Леонович Г.И.

Дискус-сия «Первая  любовь  в  жизни  вашего  ребенка»

Леонович Г.И.

 

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

 

Круглый стол «Главные  правила  здорового  образа жизни»

Куприянчик И.А..

 

Лекция «Психологические  и  физиоло-гические

особен-ности  третьек-лассни-ков»

Леонович Г.И.

Круглый стол «Как  научить  своего  ребенка  жить в  мире  людей»

Викторович Н.И.

 

Практи-кум «Профи-лактика  проблем-ного  поведе-ния  подрост-ков»

Леонович Г.И.

 

Практи-кум «Как  уберечь  подростка  от  насилия»

Лях Л.Т.

 

 

Конференция «Как  уберечь  ребенка  от  зависимостей?»

Леонович Г.И.

 

свернуть

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

I ступень — «Мой ребенок — младший школьник» для родителей учащихся I—IV классов
развернуть

 

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

СЕНТЯБРЬ

Лекция  «Адаптация  первоклассников к условиям школы»

Леонович Г.И.

Консультация «Воспитание вежливости»

Куприянчик И.А.

 

Беседа «Значение  школьной  отметки  в  жизни  ребенка»

Шульга С.Н.

Лекция  «Возрастные  психофизиологические

особенности  учащихся  4-го  класса»

Леонович Г.И.

ОКТЯБРЬ

Консультация «Психологические особенности младших школьников»

Леонович Г.И.

Беседа «Как родители могут помочь ребенку

учиться»

Куприянчик И.А.

 

Консультация «Как привить ребенку любовь к чтению?»

Шульга С.Н.

Консультация «Как помочь ребенку правильно распределить свое время?»

Викторович Н.И.

НОЯБРЬ

Беседа «Режим  дня  первоклассника»

Алексеевич Л.И.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Лях Л.Т.

.

Консультация «Игра и  труд в  жизни детей младшего школьного возраста»

Шульга С.Н.

Консультация «Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем»

Леонович Г.И.

ДЕКАБРЬ

Консультация «Поощрение и наказание детей в семье»

Лях Л.Т.

 

Круглый стол «Главные  правила  здорового  образа жизни»

Куприянчик И.А.

 

Лекция «Психологические  и  физиологические

особенности  третьеклассников»

Леонович Г.И.

Круглый стол «Как  научить  своего  ребенка  жить в  мире  людей»

Викторович Н.И.

ЯНВАРЬ

Дискуссия «Значение  семейных  традиций  в  формировании  и  развитии  ребенка»

Алексеевич Л.И.

Консультация «Роль  семьи  в  воспитании  духовно­нравственных  ценностей ребенка»

 Куприянчик И.А.

 

Практикум  «Здоровая  семья —  здоровый  ребенок»  

Лях Л.Т.

Консультация «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние  ребенка»

Леонович Г.И.

ФЕВРАЛЬ

Консультация «Леворукий ребенок в школе»

Алексеевич Л.И.

Практикум «Влияние  семьи  на  эмоциональное  состояние  ребенка»

Лях Л.Т.

Консультация «Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение»

Леонович Г.И.

Дискуссия «Ребенок  и  компьютер»

Викторович Н.И.

МАРТ

Консультация «Развитие памяти и внимания младших школьников»

Леонович Г.И.

 

Консультация «Микроклимат  в  семье  и  воспитание  ребенка»

Лях Л.Т.

 

Консультация «Идеальные  родители  глазами  детей,  идеальный  ребенок  глазами  родителей»

Шульга С.Н.

Консультация «Агрессивное  поведение:  как  помочь  ребенку? »

Леонович Г.И.

 

АПРЕЛЬ

Практикум «Положительные  эмоции  в  жизни

школьника»

Леонович Г.И.

Консультация

«Учение с увлечением»

Куприянчик И.А.

 

 

Круглый стол «Эффективное  общение  в  семье —  залог  успеха  школьника»  

Лях Л.Т.

Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка»

Викторович Н.И.

 

МАЙ

Консультация

«Мотивы учения младших школьников»

Леонович Г.И

Дискуссия «Трудовое  воспитание  детей  

в  семье»

Куприянчик И.А.

 

Консультация «Конфликтные  ситуации  между  родителем  и  ребенком:  как  услышать ребенка?»

Леонович Г.И.

Дискуссия «Книги  в  жизни  школьника»

Викторович Н.И.

 

свернуть

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

II ступень — «Мой ребенок — подросток» для родителей учащихся V—IX классов
развернуть

 

5 КЛАСС

6 КЛАСС

7 КЛАСС

8 КЛАСС

9 КЛАСС

СЕНТЯБРЬ

 

Лекция «Адаптация  ребенка  в  новом  коллективе»

Леонович Г.И.

Практикум  «Семья  как  персональная  микросреда

жизни  и  развития  ребенка.  Нравственные  и

культурные  ценности  семьи»

Стаскевич Т.Ф.

Консультация «Ваш любимый неидеальный ребенок»

Федкович В.А.

Консультация «Как научиться понимать и принимать подростка?»

Абрамчук Л.А.

 

Лекция «Портрет  современного  подростка»

Перехвал Л.Ф.

ОКТЯБРЬ

Консультация «Мой ребенок становится подростком»

Викторович Н.П.

Консультация «Роль  отца  и  матери  в  воспитании  ребенка»

Стаскевич Т.Ф.

Лекция «Психологические  и  физиологические

особенности  семиклассников»

Леонович Г.И.

 

Круглый стол «Жизненные  цели  подростков»

Леонович Г.И.

Консультация «Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка  поведения»

Лях Л.Т.

НОЯБРЬ

Круглый стол

 «Ребенок  среди  сверстников»

Викторович Н.П.

Консультация «Как  научить  учиться  с  удовольствием?»

Стаскевич Т.Ф.

 

 

 

Круглый стол «Профилактика  правонарушений  подростков»

Лях Л.Т.

 

Консультация «О  родительском  авторитете»

Абрамчук Л.А.

 

 

Беседа «Агрессия,  ее  причины  и  последствия»

Леонович Г.И.

ДЕКАБРЬ

Консультация «Ребенок  в  коллективе  сверстников»

 Викторович Н.П.

 

Практикум «Профилактика  проблемного  поведения  подростков»

Леонович Г.И.

Консультация «Подростковый возраст: проблемы полового созревания»

Куцко Н.Т.

Практикум «Как  уберечь  подростка  от  насилия»

Лях Л.Т.

Консультация «Как помочь подростку в выборе профессии?»

Перехвал Л.Ф.

ЯНВАРЬ

Консультация «Отношения в семье»

Лях Л.Т.

Консультация «Школьные конфликты»

 Леонович Г.И.

 

 

Консультация «Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?»

Лях Л.Т.

Консультация «Подросток  в  социальных  сетях:  что  делать?»

 Абрамчук Л.А.

Консультация «Свободное время и его значение в фор-мировании лич-ности подростка»

Перехвал Л.Ф.

ФЕВРАЛЬ

Консультация «Вопросы дисциплины»

Лях Л.Т.

 

Консультация «Трудовое воспитание в семье»

Стаскевич Т.Ф.

 

Дискуссия «Прави-ла  поведения  с  подростками: осо-бенности  переход-ного  возраста»

Леонович Г.И.

Консультация «Как  научить  подростка  быть  ответственным  за  свои  поступки?»

Лях Л.Т.

Практикум «Формирование  здорового  образа

жизни:  вредные  привычки  и  как  им  противостоять»

Леонович Г.И.

МАРТ

Лекция «Ваш 

ребенок  вырос»

Леонович Г.И.

Практикум «Безопасность  подростков  в  сети Интернет»

Стаскевич Т.Ф.

Консультация «Подростки  в  социальных  сетях:  безопасное  поведение»

 Федкович В.А.

Практикум «Осторожно:  суицид»

Леонович Г.И.

 

Консультация «Как научить детей распоряжаться деньгами?»

Перехвал Л.Ф.

АПРЕЛЬ

Консультация «Компьютерные игры: польза или вред?»

Викторович Н.П.

 

Консультация «Как предупредить употребление подростками психоактивных  веществ?»

Лях Л.Т.

Практикум «Как  повысить  учебную  мотивацию

подростков»

Леонович Г.И.

Консультация «Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?»

Куцко Н.Т.

Конференция «Профессиональная  ориентация  девятиклассников.  Как  помочь  подростку  вы-

брать профессию?»

Леонович Г.И.,

Перехвал Л.Ф.

МАЙ

Дискуссия «Меры  наказания  и  поощрения  в  со-

временной  семье»

Лях Л.Т.

Круглый стол

«Организация  летнего  отдыха  подростков»

Лях Л.Т.

Консультация «Как помочь ребенку стать взрослым?»

Леонович Г.И.

 

Практикум «Культура  поведения  в  конфликтных

ситуациях»

 Лях Л.Т.

 

Консультация «Организация  свободного  времени  детей  в  период  летних каникул»

Перехвал Л.Ф.,

Лях Л.Т.

свернуть

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2021/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» для родителей учащихся X—XI классов
развернуть

 

10 КЛАСС

11 КЛАСС

СЕНТЯБРЬ

Лекция «Здоровье —  это  жизнь»

Лях Л.Т.

Консультация «Трудности  личностного  роста  и  их  влияние  на  обучение»

Леонович Г.И.

ОКТЯБРЬ

Консультация «Самовоспитание  старшеклассников  как  условие  нравственного воспитания»

Куцко Д.А.

Практикум «Как  помочь  старшекласснику  в  профессиональном  самоопределении?»

Басалай А.С.

НОЯБРЬ

Дискуссия «Первая  любовь  в  жизни  вашего  ребенка»

Леонович Г.И.

Консультация «Научная организация учебного труда старшеклассников»

Басалай А.С.

ДЕКАБРЬ

Консультация «Личное ли это дело — личное счастье?»

Куцко Д.А.

Конференция «Как  уберечь  ребенка  от  зависимостей?»

Леонович Г.И.

ЯНВАРЬ

Консультация «Формирование  семейно­брачных  ценностей  старшеклассников»

Лях Л.Т.

Консультация «Закон и ответственность несовершеннолетних»

 Лях Л.Т.

ФЕВРАЛЬ

Беседа «Роль  семьи  в  формировании  репродуктивного  здоровья  юношей  и  девушек»

Куцко Н.Т., Лях Л.Т.

Консультация «Роль  театра,  кино  и  телевидения  в  формировании  эстетических  идеалов  у  старшеклассников»

Басалай А.С.

МАРТ

Консультация «Кем быть и каким быть?»

Леонович Г.И.

 

Дискуссия  «Подготовка  старшеклассников  к

будущей  семейной  жизни»

Басалай А.С.

АПРЕЛЬ

Круглый стол «Как  помочь  старшекласснику  обре-

сти  уверенность  в  себе?»

Куцко Д.А.

Консультация «Физическое  совершенство,  готов-ность  старшеклассников к  труду,  военной  службе»

Басалай А.С.

МАЙ

Консультация «Особенности  здоровья  и  физического  развития  старшеклассников»

Куцко Н.Т.

Практикум «Как  помочь  ребенку  в  период  подготовки к экзаменам?»

Леонович Г.И.

свернуть

Меропрития

развернуть

1 класс

Заседание № 1

                                                                                          

Тема:«Адаптация учащихся  в  1-м  классе»

Цель: познакомить родителей с основными аспектами адаптации первоклассника.

Задачи:

Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе;

Показать пути их преодоления;

Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования;

Форма проведения: лекция

Время проведения:сентябрь, 2021 год

Участники заседания: классный руководитель 1-го класса, педагог-психолог, родители учащихся 1-го класса

 

Ход заседания

  1. Вопрос: Определение понятия «адаптация»;

   Уважаемые мамы и папы! Первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое зависит от вас – родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, эмоциональная поддержка. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Начало школьной жизни сильно меняет весь образ бытия ребёнка. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

     Что же такое «адаптация» ?   Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

  1. Вопрос: Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей» или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.Неустойчивое приспособление. В это период организм ребёнка находит оптимальные варианты реакций на новые условия.Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм находит подходящие варианты реакции на новые условия.В эти периоды у ребёнка можно наблюдать признак утомления (снижение артериального давления) и признак переутомления (повышение артериального давления). Дети могут капризничать, многие жалуются на головную боль, усталость. Продолжительность трех этапов физиологической адаптации обычно длится 2 месяца, наиболее сложными являются первый и второй этапы.

  1. Вопрос: Рекомендации.

 

    Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребёнку. Соблюдать чёткий режим. Помните, что ребёнку нужна ваша любовь и забота. А семейные неурядицы - это враг успешной адаптации ребёнка к школе. Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошёл день ребёнка. В тот момент, когда ребёнку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребёнка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учёба.


2 класс

Заседание № 1

Тема: «Как родители могут помочь ребёнку учиться»

Цель: Помочь ребёнку учиться.

Задачи:

- Дать учителям рекомендации,как заинтересовать ребёнка учёбой и повысить его стремление к знаниям;

- Научить родителей определять сильные и слабые стороны своего ребёнка.

Форма проведения: Беседа.

Время проведения: октябрь, 2021 год.

Участники заседания: Классный руководитель 2 класса, родители учащихся 2 класса.

Ход заседания

1 вопрос.Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.

Родители организуют режим для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. При планировании учебной работы и других его обязанностей по дому важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время, конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать– её посылают погулять с младшим братом. В независимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медленные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости.

Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: “Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги”, или сыну: “Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол”.

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинается формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

 

2 вопрос.Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.

Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.

Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: “Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка. Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. Если они дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с ним.

Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят тему задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы, учиться распределять свои занятия по времени.

Но не все дети одинаково развиваются, отдельные дети в 1-м классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на сына или на дочь, называя его глупым. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие помощи ребёнку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

 

Памятка

“Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

3 класс

Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

 

Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.

           Марк Аврелий.

 

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Учителя объясняют детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста.

Разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», - писал В.А.Сухомлинский.

Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы.

Отметки необходимо обсудить.

Если они хорошие – похвалить, спросить, за что ребенок получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки.

Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже “тройка” достается с большим трудом, а другому и “пятерка” — без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера.

Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Рассмотрим отрицательную сторону отметок.

  • В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогического воздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры воспитания).
  • Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим – плохие).
  • Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей.
  • Для ребенка плохая отметка – предвестник неприятностей в семье.
  • Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.
  • Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.

Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь.

Ребенок пришел из школы. Не следует спрашивать его «Какие у тебя сегодня отметки?» или «Что ты получил?» Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли сегодняшний день приятным, интересным и почему?

Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием и без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

 

Подготовил классный руководитель 3 класса Викторович Н.И.


4 класс

Заседание № 1

 

Тема:«Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса»

Цель: познакомить родителей с особенностями возраста ребёнка.

Задачи:

Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

Дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком.

Форма проведения: лекция

Время проведения:сентябрь, 2021 год

Участники заседания:педагог-психолог, родители учащихся 4-го класса

 

Ход заседания

  1. Вопрос: «Формирование основных новообразований младшего школьного возраста»;

В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

  2. Вопрос:«Период завершения детства — переход ко взрослости»

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

  1. Вопрос: Общие умения, необходимые для успешного обучения?

Какие же общие умения важны для успешного обучения?

Среди них можно выделить следующие умения: – слушать учителя; – выделять главную мысль сообщения; – связно пересказывать содержание текста; – отвечать на вопросы к тексту; – ставить вопросы к тексту; – делать содержательные выводы на основе полученной информации; – письменно выражать свою мысль; – привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); – адекватно оценивать результаты собственной работы. Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы. Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту? Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Родителям учащихся 4-го класса важно: 1. Учитывать в воспитании и обучении детей их возрастные и индивидуальные особенности, опираясь на советы и рекомендации психологов, педагогов. 2. Общаться с детьми, спрашивать о удачах/неудачах дня, помогать делать выводы как в вопросах учебного процесса, так и бытовых, семейных, отношениях с друзьями; 3. Изучать психолого-педагогическую литературу о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.


5 класс

Заседание №1

Тема: «Адаптация ребенка в новом коллективе»

Форма проведения: лекция

Участники заседания: педагог-психолог, родители учащихся 5 класса

 

Ход заседания

  1. Формирование нового учебного коллектива 5 класса

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную,

щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу. Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т.п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

  1. Рекомендации родителям

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится».

Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Не забывайте о смене учебной деятельности ребенка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.

Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.


6 класс

Заседание №1

Тема: «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи»

Цель:показать ценность семьи как важнейшей среды духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшего института воспитания

Задачи:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

Форма проведения: практикум

Время проведения: сентябрь, 2021 г.

Участники заседания: классный руководитель 6 кл., педагог-психолог, педагог социальный, родители учащихся 6 кл.

 

Ход заседания

  1. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье.

Важнейшая функция семьи — удовлетворение потребностей человека.. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия и развития. 

Физиологические (витальные) потребности (есть, пить, спать и пр.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. Только родители на протяжении всего периода детства могут обеспечить ребенку нормальное питание и сон.

    Потребность в безопасности (физической и психологической). При взаимодействии с другими людьми, взаимоотношениями, правилами и т. п., ребенок может оказаться в сложной ситуации. В такие моменты ребенку должна помочь семья.

Удовлетворение этой потребности создает возможность для развития потребности в общении, привязанности, любви.Именно заботливое и чуткое отношение родителей становится источникомудовлетворения этой потребности.

     Исследуя окружающий мир, ребенку важна поддержка родителей: поощрение любознательности, креативности, предоставление свободы действий и информации об интересующем объекте или явлении. Удовлетворение такой потребности тесно связано с развитием чувства самоуважения.

     Потребность в уважении и самоуважении. Эта потребность может выражаться как в погоне за общественным одобрением и признанием, так и в желании быть независимым и свободным.. Именно взрослый для ребенка — эталон, носитель общественных норм и образцов поведения.

  1. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики

Гармоничный тип семейного воспитания характеризуется:

  • взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;
  • высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
  • признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;
  • отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
  • признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;
  • обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;
  • систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;
  • разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
  • устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.
  1. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Каждый из нас должен иметь четкое представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи. К таковым относятся:

- чувство значимости и необходимости.  Семья — это то место, где можно собираться вместе без оcобых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.

- гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила.

- уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать, как уважать себя на личном примере

- честность образует глубокую связь между членами семьи. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели.

- быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — умение отдавать, не думая о том, что вы получите взамен.

- общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений.

- ответственность. 

- традиции — это то, что делает семью уникальной. Они сплачивают всех членов семьи


11 класс

Заседание №1

Тема: «Как  помочь  старшекласснику  в  профессиональном  самоопределении?»

Цель: создать условия для раскрытияроли семьи в профессиональном самоопределении подростков; осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми при выборе дальнейшего образовательного маршрута.

Задачи:

  • показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей детей;
  • формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей профессии подростками.

Форма проведения: практикум

Время проведения:октябрь2021

Участники заседания: классный руководитель 11 класса, родители учащихся 11 класса

 

Ход заседания

  1. Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

«Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта ученого, выше дурного стихотворца».

В.Г.Белинский

Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных его решений в жизни.

Что нужно подросткам, чтобы сделать правильный, сознательный выбор?

  • необходимо знать самого себя, знать, что он хочет и может делать лучше всего.
  • нужно знать, какие профессии, относящиеся к интересующей сфере деятельности, позволят ему наилучшим образом реализовать внутренний потенциал.
  • нужно знать требования, которые профессия предъявляет человеку (в том числе к состоянию здоровья, физическому развитию), а также какие качества характера обеспечивают достижение профессиональных высот.
  1. Факторы, влияющие на  выбор  профессии.

- состояние здоровья

- популярность профессии

- её престиж в обществе

- собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности

- возможность творчества

- уровень заработной платы

- советы окружающих

- пример друзей, родителей

- мода на специальность

- просто желание иметь диплом, безразлично какой

  1. Роль родителей в  процессе  выбора  профессии  и  самоопределении  старшеклассника.

Для принятия реалистического решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

Первый фактор – «Хочу» - Помочь ребенку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор – «Могу» - Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

Третий фактор – «Надо» - Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

  1. Приоритеты старшеклассников в  выборе профессии.

«Важен не только выбор интересной профессии, но и ее востребованность на рынке в ближайшей перспективе, а также потенциальный уровень заработной платы».

Какие отрасли больше всего нуждаются в кадрах

1 место - IT-специалисты. И по словам сотрудников служб занятости в разных города, «айтишники» будут все нужнее и нужнее, а значит, их зарплаты будут только расти.

2 место – юристы. Но только опытные.  Выпускникам юрфаков по-прежнему сложно будет трудоустроиться по специальности.

3 место - офисные работники. Секретарь, офис-менеджер, которого раньше презрительно называли вахтером, менеджер по работе с клиентами, делопроизводитель – офисные мастера на все руки. Зарплаты этих работников держатся на среднем уровне, но спрос на офис-менеджеров все растет.

4 место – продавцы. Рынок вакансий продавцов увеличивается с каждым годом, причем разброс зарплат в этой сфере очень большой – от минимальной до суммы, равной примерно двум средним заработным платам по региону.  Самая большая текучка кадров (и как следствие, самый большой спрос на рабочие руки – в общепите и в индустрии мелкой торговли).

5 место – врачи государственных клиник. Медицинские реформы привели к тому, что многие молодые медики сразу после вузов уходят в частные клиники или в другие профессии. А вакансии узких специалистов в районах остаются незаполненными.

 6 место – аудиторы и маркетологи. Маркетинг идет вперед и требует специалистов. Правда – вот проблема – опять же опытных, новичку здесь сложно. Аудит развивается быстрыми темпами, поскольку законы, касающиеся финансовой отчетности предприятий меняются каждый год, и специалистам все сложнее уследить за отсутствием ошибок.

7 место – менеджер по рекламе. Вакансии менеджеров по рекламе занимают львиную долю мест на всех сайтах о работе. А все потому, что работа эта нелегкая, и 90 процентов менеджеров меняет ее на другую в первые 3 месяца.

8 место – повар. Очень актуальны вакансии поваров национальной кухни. Все больше вакансий суши-поваров.

9 место – HR-специалисты. Или, проще говоря, кадровики. Новые законы приводят к тому, что мелкие организации закрываются, а крупные – становятся еще крупнее и расширяют штат. Если в прошлом набором сотрудников занимался лично руководитель, то теперь эти полномочия все чаще делегируются работнику службы персонала.

10 место – инженеры. Рейтинг самых востребованных профессий замыкают инженеры в области мелкой и крупной промышленности. На эти вакансии нередко принимают выпускников вузов, сначала на небольшую зарплату на период обучения, но с последующим, довольно быстрым ростом заработной платы.

  1. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии (создание памятки)

Памятка родителям

Профессия наша на всю жизнь и нести её - удел самого человека.

Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.

Научите его анализировать себя в предполагаемых обстоятельствах.

И в правильном выборе и при ошибке в выборе не корите его, а поддержите.

Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.

свернуть